ФЛУОРЕСЦЕНТНАЯ АНГИОГРАФИЯ

ФЛУОРЕСЦЕНТНАЯ АНГИОГРАФИЯ

Флуоресцентная ангиография глазного дна — офтальмологический метод исследования сети сосудов и капилляров сетчатки, переднего отдела глазного дна и хориоидеи с помощью их контрастирования флуоресцеином. При помощи фото- или видеонаблюдения врач может исследовать, каким образом проходит флуоресцеин по сосудам, что сообщает диагносту важную информацию об их состоянии. С помощью квалифицированного персонала и новейшего оборудования нашей клиники флуоресцентная ангиография позволяет получить информацию о сетчатке, сосудистой оболочке глаза и зрительном нерве.

Диагностические возможности ангиографии сетчатки

Флуоресцентная ангиография сетчатки позволяет диагностировать и определять локализацию следующих заболеваний:

• микроаневризмы;
  • артериовенозные шунты;
  • неоваскуляризация;
  • артериальная и венозная окклюзия (в некоторых случаях можно зафиксировать развитие коллатералей и реканализацию);
  • отеки и воспалительные очаги сетчатки;
  • аневризмы и гемангиомы;
  • гипертензивная ретинопатия (хорошо видны микроаневризмы вокруг зон, к которым нарушен приток крови в капиллярах);
  • иногда возможно диагностика опухолей, хотя картина будет зависеть от их гистологического строения;

Основными показаниями для назначения флуоресцентной ангиографии глаза бывают:

• Дифференциальная диагностика патологических процессов глазного дна и уточнение существующего диагноза
  • Диагностика локализации патологий, их распространенности
  • Определение наличия показаний к назначению лазеркоагуляции сетчатки глаза
  • Контроль протекания заболевания и эффективности выбранных методов лечения

Противопоказания и побочные эффекты флуоресцентной ангиографии сетчатки глаза

Существует довольно обширный ряд противопоказаний к проведению флуоресцентной ангиографии:

• Помутнение прозрачных сред исследуемого глаза
  • Наличие глаукомы и артифакии (заболевания препятствуют расширению зрачка, что является необходимым для проведения процедуры условием).
  • Бронхиальная астма, заболевания почек с нарушением выделительных функций, тромбофлебит.
  • Перенесенный ишемический или геморрагический инсульт головного мозга. При перенесенном инфаркте миокарда исследование можно назначить не ранее, чем через один год.
  • Зафиксированные в медицинской карте больного случаи проявления аллергических реакций на медицинские препараты, в особенности на рентгеноконтрастные вещества и препараты для расширения зрачка, а также антибиотики.
  • ФАГ сетчатки глаза не рекомендуется детям (до 14—15 лет) и пациентам старше 65 лет, а также пациентам с эписиндромом и рядом психических заболеваний.
  • Для кормящих матерей процедуру проводят при необходимости, но просят воздержаться от кормления своего малыша в течение последующих 2 дней. Беременность не является противопоказанием для данного метода исследования.

Флуоресцентная ангиография глазного дна может вызвать некоторые побочные эффекты, зафиксированные в исследованиях:

• Чихание
  • Тошнота (встречается у 5% пациентов)
  • Рвота (менее 1% пациентов)
  • Головокружение, слабость
  • Уртикарная сыпь
  • Кожный зуд
  • Парестезия языка
  • потеря сознания
  • анафилаксия,
  • сердечно сосудистая патология (инфаркт миокарда, шок, остановка сердца),
  • расстройство мозгового кровообращения,
  • выраженное снижение артериального давления,
  • одышка,
  • отек гортани,
  • бронхоспазм и др. негативные процессы, вплоть до летального исхода.
  • Вытекание контраста из сосудов в ткани вызывает боль.

Как подготовиться к флуоресцентной ангиографии сетчатки глаза?

для исключения тяжелых побочных эффектов (перечисленных выше) необходимо выполнить ЭКГ и сделать анализ крови с определением креатинина — срок годности обследований две недели.

• не желательно принимать пищу за 2 часа до обследования
  • утром выпить все лекарственные препараты , которые вы регулярно принимаете

Как проводят флуоресцентную ангиографию сетчатки?

Ангиография глаза занимает около часа и заключается в исследовании сосудистой системы глаза. Врач анастезиолог выясняется наличие у пациента противопоказаний к процедуре, которые перечислены выше. Подписывается письменное согласие на проведение ФАГ.

Пациенту закапывают препарат с мидриатиком и в течении 30-40 минут ждут пока расшириться зрачок . Затем удобно располагают в сидячем положении лицом к камере,просят его положить подбородок на специальную подставку, таким образом, чтобы лоб касался перекладины и, смотреть вперед перед собой. Дыхание должно быть ровным и спокойным, как и моргание.

Врач делает несколько контрольных снимков, пациента просят оставаться неподвижным на протяжении всей процедуры и вводят контрастное вещество в вену.

Обследование проводится под контролем врача-анестезиолога.

После введения красящего вещества аппарат делает 25-30 снимков (с частотой один снимок в секунду). Затем медсестра удаляет иглу из вены и накладывает на место укола давящую повязку. При наличии необходимости в повторных снимках, их можно делать спустя 20 минут, дав при этом отдохнуть пациенту.

В течение ближайших двух дней может сохраняться измененный цвет кожи и мочи, - дело в том, что в организме задерживается краситель. Для ускорения его выведения из организма рекомендуется потреблять большое количество жидкости. Кроме того, в течение первых 12 часов после процедуры могут наблюдаться проблемы со зрением (плохо видны близко расположенные предметы). Лучше ограничить нагрузку на глаза в это время и избегать прямого солнечного света, так как расширенные мидриотическими веществами зрачки могут причинять сильный дискомфорт.

Плохое качество снимков может быть вызвано такими факторами, как снижение прозрачности оптических сред глаза (катаракта, помутнение роговицы, частичный гемофтальм, деструкция СТ) или недостаточным расширением зрачка.

Преимущества метода

Основное преимущество метода флуоресцентной ангиографии заключается в его высокой чувствительности, что позволяет проводить анализ состояния сети сосудов включая капиллярные ветвления, состояние ДЗН и пигментного эпителия, а также хориоидальную васкуляризацию.

Альтернативной процедуры, которая могла бы предоставить аналогичную информацию для диагноста пока нет, в своем роде эта процедура уникальна.